Пятница, 19.07.2019, 14:11
Официальный сайт МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Какие виды внеурочной деятельности, кружки и секции вы бы хотели посещать в нашей школе?
Всего ответов: 86
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 4 » Мастерская заместителей руководителей МОУ Ленинского округа г. Иркутска
Мастерская заместителей руководителей МОУ Ленинского округа г. Иркутска
16:30
Выдержки (тезисы) выступлений:
 
Теоретический материал к выступлению.
 
Управленческая деятельность может быть представлена в виде следующей технологической цепочки:
  • ДИАГНОСТИКА (анализ деятельности школы, педагогической ситуации, выход на проблемно-ориентированный анализ);
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (отдаленные и близкие цели или блок операционно поставленных целей);
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (предвидение будущих потребностей, тенденций развития вероятных проблем, путей и средств их решения, возможных последствий);
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (создание концепции, программы развития образовательного учреждения);
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ (разработка основных направлений, конкретного содержания деятельности);
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (общение, отношения, адресные рекомендации, информационное воздействие, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности);
  • ОРГАНИЗАЦИЯ (концентрация усилий, распределение ролей, создание ситуации успеха, положительной мотивации, стимулирование творческой деятельности, выбор технологий);
  • РЕЗУЛЬТАТ (сравнимый с прогнозируемым и затратами);
  • ДИАГНОСТИКА (контроль, оценка);
  • КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития школы. При этом анализ рассматривается как важная функция управления, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.
 
Анализ – первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы организация в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет отделять существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ тесно связан с синтезом.
 
Традиционно в сфере образования выделяют следующие виды анализа: - проблемно-ориентированный; - силовой; - педагогический (оперативный, текущий, итоговый); - причинный; - сравнительный; - PEST- анализ; - SWOT – анализ и др.
 
Проблемно-ориентированный анализ (В.С. Лазарев, М.М. Поташник)
Основное назначение проблемно-ориентированного анализа следует из его названия, т.е. состоит в выявлении проблем. Теория менеджмента свидетельствует о том, что решить проблему бывает проще, чем её выявить. При функционировании систем возникают проблемные ситуации, т.е. такие состояния системы, когда фактический выход не соответствует желаемому. Существование разницы между желаемым и реальным состоянием какого-либо явления или объекта и есть проблема.
 
ПРОБЛЕМА – это несоответствие между объективно существующей потребностью и известными субъекту возможностями её удовлетворения.
 
Проблемы возникают двумя путями:
  • Действительность изменяется и перестает соответствовать установленным требованиям.
  • Изменяются требования.
Устранить проблему – значит привести фактическую систему в соответствие с желаемой.
 
Все проблемы подразделяются на 3 класса:
  1. хорошо структурированные (могут быть представлены в количественном выражении, для их решения могут быть использованы формально-аналитические методы);
  2. слабоструктурированные (имеют частично количественную, а частично качественную форму выражения);
  3. неструктурированные (выражены в качественных показателях).
 
В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
   1. Что не удовлетворяет в результатах на выходе из школы?
   2. Какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов?
   3. Что нужно изменить в содержании и технологии учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения?
 
Функции решения проблем (В.С. Лазарев)
  • Выявление проблемы
  • Оценка актуальности проблемы
  • Определение ограничений
  • Определение критериев для оценки степени приближения решения проблемы к желаемому состоянию
  • Анализ существующей системы, определение возможностей для решения проблемы
  • Разработка вариантов решения
  • Оценка альтернатив и выбор решения
  • Реализация решения
  • Оценка результатов решения.
Требования к анализу (В.С. Лазарев)
  • Все проблемы должны быть определены операционально, т.е. для каждой проблемы должна быть задана количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, и того, что должно быть.
  • Анализ должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы.
  • Анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них. Оценка значимости ограничений должна даваться, исходя из того, насколько существенно они влияют на результаты образования.
  • Анализ должен быть прогностичным. Это означает, что новые требования к результатам должны предъявляться исходя не только из сегодняшней ситуации, но и из прогнозируемого её изменения в будущем.
Проблемно-ориентированный анализ состоит из двух частей: сначала школа рассматривается как некая данность, а затем выявляется, что в ней не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.
 
Последовательность шагов при осуществлении проблемно-ориентированного анализа:
  1. Анализ целей и результатов образования и выделение проблем.
  2. Поиск причин недостатков (причинный анализ).
  3. Составление перечня недостатков.
  4. Обобщение результатов анализа.
  5. Оценка значимости выделенных проблем (ранжирование).
Логика и методика проведения анализа и оценки достижений школы строится от «конца» (анализа достигнутых результатов) – к «началу» (анализу и оценке условий жизнедеятельности школы, системы внутришкольного управления). Точкой отсчета для анализа достижений школы являются существующие и реализованные актуальные требования (фактический результат).
 
Недостатки ПОА:
  1. Не персонифицируются проблемы;
  2. Неполнота;
  3. Необоснованность;
  4. Отсутствие ранжирования;
  5. Замена проблем причинами;
  6. Ориентация на сегодня, а не на завтрашний день.
СИЛОВОЙ АНАЛИЗ (К.М. Ушаков)
Силовой анализ может не выделяться в отдельный вид, а рассматриваться как составная часть проблемно-ориентированного. Основная его цель – разработать систему шагов по преодолению определенной проблемы.
 
Направление аналитической деятельности:
  • Формулировка проблемы (конкретно).
  • Желаемая ситуация, которую нужно реализовать через некоторое время.
  • Определение противодействующих сил и факторов.
  • Определение путей и способов ослабления противодействующих сил и факторов.
  • Анализ поддерживающих сил и факторов.
  • Определение путей и способов усиления поддерживающих сил и факторов.
 
Педагогический анализ
Анализ фактического состояния дел, дает объективную оценку результатов учебно-воспитательного процесса.
Виды – оперативный (ежедневный), тематический, итоговый (четверть, полугодие, год, который дает оценку деятельности ОУ за определенный промежуток времени).
Цель – подведение итогов.
 
Требования к педагогическому анализу:
  • Чёткость анализа;
  • Логичное изложение материала;
  • Аргументированность;
  • Доказательство выводов;
  • Привлечение наглядности;
  • Положительные и отрицательные достижения ОУ.
Этапы:
   1. Информационный;
   2. Описательный (описание функционирования каждого блока);
   3. Причинно-следственный (установление причинно-следственных связей внутри анализируемого блока);
   4. Синтезный (синтез анализа всех блоков, определяет уровень достижений цели).
 
Недостатки:
  • Каждый блок анализируется самостоятельно;
  • Не устанавливается связь между блоками;
  • Поставленные задачи не ограничивают области анализа;
  • Оценивается знание проблем интуитивно.
PEST- анализ (А.М. Моисеев)
Для изучения внешней среды используется методика PEST- анализа. Название включает первые буквы английских слов, обозначающих факторы влияния внешней дальней среды.
 
Шаги PEST- анализа:
  1. Участники анализа определяют и указывают на бумаге временной отрезок, на который рассчитан анализ, выделяют и записывают на доске или большом листе бумаги наиболее крупные факторы внешней среды.
  2. По каждому из выделенных крупных факторов определяются и записываются те явления и события, которые особенно сильно (слабо) могут воздействовать в будущем на конкретную школу.
  3. Выделенные влияния следует разделить на положительные для школы и отрицательные, создающие для неё новые ограничения и угрозы.
  4. Задается ряд вопросов по каждому из выявленных положительных факторов, формулируются и письменно фиксируются ответы на них: - какие полезные для нашей школы последствия может дать этот фактор? - как мы сможем использовать новые возможности? - можно ли увеличить полезное влияние этого фактора на нашу школу? -если да, что именно и как мы должны для этого сделать?
Следует ответить на вопросы по факторам, которые могут оказать отрицательное влияние:
   - какие неприятности, угрозы, ограничения для школы несет с собой данный фактор?
   - можем ли мы противодействовать этому событию, уменьшить его влияние на школу или компенсировать его отрицательное воздействие другими, позиивными действиями?
   - если да – что для этого надо сделать?
   - если нет – как подготовиться к предстоящим неприятностям?
 
SWOT – анализ (А.М. Моисеев)
Известный метод анализа среды (по преимуществу, ближней, оказывающей самое непосредственное влияние на образовательный проект).
 
SWOT – анализ проводится не вообще, а по отношению к конкретным целям и задачам и с учётом конкретного момента времени. Для осуществления этой работы создается рабочая группа, четко определяются сроки выполнения и желаемый результат: аналитическая справка, отчёт, сравнительная таблица и т.д.
 
К сильным сторонам метода можно отнести:
   - простоту его проведения, отсутствие сложные методик расчётов;
   - возможность многократного повторения анализа для выхода на анализ динамики изменений;
   - возможность привлечения широких групп участников.
 
К слабым сторонам метода можно отнести:
   - невысокую степень точности анализа;
   - привязанность результатов к конкретной задаче (а таких задач может быть огромное количество).
 
 
Фотографии:
 
 
 
 
 
Просмотров: 1289 | Добавил: ГабриковАА | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019Создать бесплатный сайт с uCoz