Понедельник, 22.07.2019, 07:28
Официальный сайт МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Астрономия [1]
Наш опрос
Какие виды внеурочной деятельности, кружки и секции вы бы хотели посещать в нашей школе?
Всего ответов: 86
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Астрономия » Астрономия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО АСТРОНОМИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО АСТРОНОМИИ
     Астрономия – одна из древнейших наук человечества, и очень печальным является то, что больше такого предмета нет в школьной программе. Тем не менее, в школьном курсе физики за 11 класс сейчас имеется раздел «Астрономия», который позволяет хоть в какой-то мере устранить пробелы обучающихся в плане астрономических знаний. И важной задачей здесь является организация проведения различных практических занятий. И здесь существенную помощь в организации занятий может помочь так называемое свободное программное обеспечение, которое доступно для свободного скачивания на различных ресурсах сети Интернет.
 
     Использование информационных коммуникационных технологий на занятиях по астрономии может способствовать развитию у обучающихся внимания, воображения, мышления, памяти за счет использования различных приемов и технологий подачи и представления материала. Это способствует развитию познавательной активности обучающихся, развивает умения работать с информационными источниками и компьютерной техникой.
 
     Не секрет, что на сегодняшний день имеется определенный запас разработанных профессионалами программных продуктов по астрономии. Данные продукты являются коммерческими и рамки их использования продиктованы законом об авторском праве. Тиражирование подобных программ запрещено законом и может иметь место только с согласия автора. Свободно распространяемые программные продукты не требуют никаких лицензий и могут быть протиражированы сколько угодно раз. Может быть, они не такие масштабные и красочные, как профессионально разработанные коммерческие продукты, зато их может использовать без нарушения каких-либо законов каждый школьник или педагог.
 
     Так, например, свободно распространяемые продукты астрономического содержания, могут быть использованы при организации практических работ с использованием персонального компьютера и сети Интернет. Это гораздо упрощает задачу, связанную с наглядным представлением материалов при проведении занятий по астрономии. Занятия могут вестись как с использованием мультимедийного проектора и компьютера учителя в одной аудитории, так и в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет.
 
     Рассмотрим пример проведения практической работы «Изучение звездного неба». В рамках «бывшего» школьного курса астрономии изучение звездного неба сводилось к работе с подвижной картой звездного неба и визуального наблюдения за звездами на улице. Далеко не в каждом образовательном учреждении города Иркутска у нас есть телескоп для наблюдения за звездным небом. Чтобы разрешить данную ситуацию, на уроках использовались специальные компьютерные программы, моделирующие звездное небо (небесную сферу).
 
    Так программа StarCals 5.73 (предназначенная для изучения карты звездного неба) использовалась для нахождения различных созвездий и звезд на небесной сфере, положений планет и Солнца относительно созвездий в течение года, констатации цвета звезд, для нахождения туманностей на звездной карте и т.д. Данная программа как бы заменяет подвижную карту звездного неба, тем более что на подвижной карте видны только крупные звезды, в то время как в самой программе мы можем устанавливать звездные величины отображающихся звезд, увеличивать масштабы карты, видеть название звезд. Дополнительные плагины позволяют нанести на карту при желании расположение туманностей и ближайших галактик, положение искусственных спутников Земли и т.п.
 
     Визуально пронаблюдать за изменением звездного неба в течение суток позволяет программа Stellarium 0.5.1, которая является компьютерной моделью звездного неба, своего рода интерактивным планетарием. Запустив программу в режиме ускоренного времени, можно пронаблюдать, как изменится вид звездного неба на указанной широте по прошествии нескольких дней, недели, месяца, сезона.
 
     Рассмотрим типичные задания, которые были даны обучающимся при работе с интерактивным планетарием Stellarium 0.5.1 в рамках практической работы «Изучение звездного неба»:
  • Определите названия созвездий, находящихся вблизи горизонта на востоке в полночь текущего дня;
  • Найти положение Полярной звезды. Указать, какие созвездия граничат с созвездием Малой Медведицы;
  • Найти точку зенита Z, указав созвездие, в котором лежит данная точка;
  • Найти положение Солнца на звездном небе. В каком созвездии находится Солнце в данный момент времени года? и т.д.
     Важной особенностью работы с данными программами является то, что обучающийся может без проблем установить эти программы у себя дома на компьютере и работать с ними в домашних условиях. Причем они могут быть установлены под различные версии операционной системы Windows, а некоторые из них работают и под операционной системой Linux.
 
     Примером программы, работающей как под Windows, так и под Linux (имеются обе версии программы в сети Интернет) является Celestia 1.6.0, представляющая собой компьютерную модель Солнечной системы и не только.
 
     Указанная программа использовалась при изучении темы «Планеты Солнечной системы», и в частности при проведении практической работы «Изучение ландшафта планеты» (на примере Луны, Марса или Меркурия, для которых составлены подробные карты поверхности). Одним из заданий при работе с данным приложением, например, являлось «Составление портрета планеты или ее спутника», поскольку программа позволяет в определенных чертах видеть внешний облик планет и их спутников, составленный на основании каталогов фотографий, которые имеются, в том числе и в сети Интернет.
 
    При выполнении работы «Изучение ландшафта планеты» делался скриншет активной части программы с изображением планеты, который затем обрабатывался в графическом редакторе. Обучающимся было предложено, пользуясь реальными картами поверхностей планет Марса, Меркурия или Луны, нанести на полученное ими из программы Celestia изображение основные географические объекты поверхности планеты (горы, кратеры, моря на Луне и т.п.).
 
     Также при работе с программой Celestia обучающиеся могли создавать свои ролики «путешествий» к планетам и их спутникам, которые потом демонстрировались в классе на большом экране.
 
     Использование подобных программ позволяет учителю разрабатывать различные практические работы для обучающихся, которые их с интересом выполняют на занятиях по астрономии на различных элективных курсах или в рамках школьного курса физики.
 
     Таким образом, использование свободного программного обеспечения по астрономии позволяет преподнести нечто новое при проведении занятий, способствует усилению интереса к астрофизическим знаниям, развивает внимание, воображение и мышление школьников, повышает их познавательную активность на уроке.
 
А. А. Габриков
Категория: Астрономия | Добавил: ГабриковАА (04.11.2011)
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019Создать бесплатный сайт с uCoz