Пятница, 19.07.2019, 13:57
Официальный сайт МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Методика преподавания физики [1]
Статьи по методике преподавания физики, по физике и астрономии
Методика преподавания информатики [0]
Статьи и разработки уроков по информатике и ИКТ
Астрономия [1]
Материалы астрономического содержания
Наш опрос
Какие виды внеурочной деятельности, кружки и секции вы бы хотели посещать в нашей школе?
Всего ответов: 86
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

«Становление культуры семьянина в образовательном пространстве, как фактор воспитания гражданина РФ»

Доклад

по теме: «Становление культуры семьянина в образовательном пространстве, как фактор воспитания гражданина РФ»

Автор: зам. директора по ВР Н.П. Старкова.

Современные требования ФГОС, Программа развития школ до 2020 года

отражают важнейшие позиции, связанные с укреплением и популяризацией семейных

ценностей и традиций, воспитанием культуры семьянина, гражданской позиции

школьников.

Основной целью системы работы по становлению культуры семьянина в условиях

деятельности школы является формирование отношения к семье как к высшей ценности для человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.

В материалах новых стандартов начального и общего образования, впервые в

нормативных документах встречаются понятия «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей», среди основных результатов воспитания - такое направление развитие личности как семейная культура.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин

России указано, что процесс образования связан с развитием личности, принятием

духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В концепции, заявлены следующие базовые национальные ценности:

• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству;

• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,

достоинство;

• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания;

• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремлённость и настойчивость;

• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной

жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс

человечества, международное сотрудничество.

Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в

системе образования, в окружающей среде. И в этом контексте еще большее значение

приобретает семья. Как отмечают исследователи, воспитание детей сохраняется в

российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остаётся

посредником между ребенком и обществом, фактором становления его в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные

ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного

развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то,

что он есть.

Ориентация и присвоение семейных ценностей является важной частью духовно­

нравственного развития и воспитания личности обучающихся. Семья является

непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни

государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Особое внимание следует уделить развитию семейной культуры личности.

Понятие семейной культуры включает:

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к

народу, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев как любовь, взаимопомощь,

почитание родителей, забота о старших и младших;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Воспитание культуры семьянина - это воспитание отношений, прежде всего

положительного отношения к матери, к людям, к труду, критического отношения к себе, ответственного отношения к долгу, бережного отношения к традициям общества и семьи, к вещам, природе и т.п. Воспитание таких отношений - целенаправленный и длительный процесс, начинающийся с первых лет жизни ребенка.

Понятие культуры семьянина включает систему семейных ценностей,

определяющих уклад жизни семьи, которая является основным средством воспитания

нравственности и гражданственности как комплекса жизненных установок. Данное

средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.

Важными элементами системы являются:

• ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;

• семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

• круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

• идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Особое внимание в системе работы по становлению культуры семьянина следует

уделить решению следующих задач:

-Повышение престижа и ценности семейного образа жизни;

- Популяризация семейных ценностей, повышение статуса семьи, базовых духовно­

нравственных ценностей.

- Совершенствование информационной, просветительской, социальной деятельности,

направленной на освоение семейных ценностей.

Подход к ценностям и идеалам семьи, родственности, преемственности поколений

является частью гражданского воспитания. Важными критериями качества работы

учреждений образования по становлению культуры семьянина как фактора воспитания

гражданина России является освоение школьниками понятий достоинства, значимости

отечественных традиций, семейных ценностей во взаимосвязи с тенденциями развития

общества и государства.

В сфере отношений (и общения) с родителями, представителями старшего поколения

осуществляется формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств

личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе

родного края, воспитание эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, осознания ценности семьи, родного дома.

В деятельностной сфере реализуется потребность ребенка участвовать в делах на

благо своих близких, окружающих людей, представителей живой природы, формируются такие качества, как сострадание и сочувствие; осознание себя как члена своей семьи, а также части своей страны, окружающего мира.

В связи с этим, очевидно, что существует необходимость разработки и реализации

методов и проектов, которые могут способствовать внедрению системы деятельности

семьи и школы по воспитанию культуры семьянина и гражданина России.

Развитие и становление личности - процесс бесконечный. Семья и школа -

важнейшие социальные институты, влияние которых человек проносит через всю жизнь, они формируют готовность принять нравственные ценности и традиции поколений.

Именно поэтому каждое образовательное учреждение стремится определить приоритеты воспитательной деятельности, направленные на развитие ребенка, осознание его места в обществе, на создание условий для его самореализации, активной жизнедеятельности.

В рамках образовательного пространства нашей школы мы ориентируем организацию воспитательного процесса на установление гуманистических отношений в детских коллективах, на творческое взаимодействие педагога, ребенка, родителя. Педагоги школы стараются осуществляют учебно-воспитательную деятельность в сфере интересов и увлечений ребенка, и поэтому, задачи личностного развития ребенка максимально совпадают с задачами педагога по формированию образовательного маршрута. Ребенок реально становится основной ценностью для педагогического коллектива.

Обучение и воспитание рассматривается, как единый неразделимый процесс, в

котором педагог и ребенок связаны совместной творческой деятельностью, общением, с предоставлением права для каждого ребенка собственного образовательного маршрута.

При таком хорошо организованном творческом процессе ребенок практически не ощущает педагогического воздействия и руководства, что позволяет максимально «свободно» формировать определенные качества личности.

В связи с таким приоритетом педагогической деятельности  декларируются принципы получения и дополнительного образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества, способствуя удовлетворению запросов и потребностей семьи в современном образовании.

Принципы деятельности образовательного учреждения: гуманизм, открытость, комфортность, социальная справедливость, приоритет воспитания, непрерывность образования - внедренные в образовательную деятельность, определили единство взглядов на ребенка, родителя, педагога, стали основой нового педагогического

мышления коллектива нашей школы.

Учитель школы:

- объединен общей целью с учащимися, через установление партнерских отношений, сотрудничество, коммуникабельность.

- универсал в своей деятельности, владеет знаниями достаточными для разработки

рабочих общеобразовательных программ.

- владеет техникой исследовательской работы, инновационными технологиями.

- включает родителей в образовательную деятельность, повышает их педагогическую

компетентность, привлекает к организации совместного досуга с детьми.

- повышает собственный рейтинг и престиж своей профессии на всех уровнях.

Родитель:

- участник договорной формы взаимодействия в образовательном учреждении.

- социальный партнер в организации жизнедеятельности творческих объединений.

- участник образовательного процесса в составе родительских комитетов,

попечительских советов, инициативных советов.

- помощник в становлении позитивного восприятия окружающего мира и

стимулирования к самосовершенствованию и творческому росту ребенка.

Ребенок:

- иркутянин, любящий Родину, нравственный, здоровый, творческий, трудолюбивый,

оптимистичный, целеустремленный, коммуникабельный, эрудированный.

- ответственный, толерантный, законопослушный.

- образованный, мобильный, креативный.

Все эти качества в большей или меньшей степени формируются в каждом детском коллективе вне зависимости от возраста при педагогической поддержке, совместной

деятельности в комфортных условиях, помогая ребенку стать взрослым человеком, готовым к практическому труду и профессиональному самоопределению, позитивно воспринимающим мир, гибким в решении жизненных проблем, владеющим современными технологиями.

Ребенок - наш воспитанник - уникальный цветок. Этот образ, выраженный в художественной форме цветка, является способом привлечения внимания ребенка к достижению высоких результатов личностного развития на протяжении всего образовательного маршрута в образовательном учреждении. Он как «цветок», - живое воплощение природы, красивый и скромный, яркий и незаметный, но всегда требующий внимания, защиты и поддержки всех, кто его окружает и с ним общается. Почва, на которой растет «цветок» - это: Отечество; малая Родина; семья. Каждый лепесток «цветка» - носитель определенного качества личности, формирующегося на этой почве.

Формирование содружества «педагог - ребенок - родитель» является ведущей линией в вопросах воспитания и становления личности. Содружество «педагог - ребенок - родитель» - необходимая составляющая успешности ребенка, способствующая его продвижению по лестнице успеха. Когда вектор родительской поддержки и заботы совпадает с вектором поддержки и заботы педагога; когда педагог дает возможность быть талантливым здесь и сейчас; когда родитель участвует в творческой жизни ребенка - это содружество отвечает внутренним потребностям ребенка быть значимым, заметным и успешным.

В целом почва отражает воспитательное пространство, в котором происходит

становление личности ребенка, как гражданина, семьянина.

Стремясь исключить дефицит позитивной информации в вопросах семейного

воспитания, положительном влиянии педагогической деятельности на воспитание

ребенка, важности коллективной творческой деятельности в формировании личности, в школе разработана ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля: «Я - гражданин», «Я – человек», «Я и труд» «Я и здоровье» «Я и природа», «Я и культура»

Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации, учащихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Категория: Мои статьи | Добавил: Календула (24.09.2015)
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019Создать бесплатный сайт с uCoz